Последнее обновление: 22 февраля 2012 в 11:42

2011/2012 — Весенний семестр

Теория конденсированного состояния: современные проблемы

Семестровый курс по выбору.

Разделы: Теоретическая и экспериментальная физика.

Кафедра проблем теоретической физики.

Проходит: по субботам в 9:00, первое занятие 18 февраля. Аудитория: 521 ГК.

Лектор: Фейгельман М. В., Иоселевич А. С., Бурмистров И. С., Фоминов Я. В., Махлин Ю. Г. (Институт теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН).

Курс предназначен для студентов 3 курса, а также для всех желающих.

Курс по выбору «Теория конденсированного состояния: современные проблемы» предназначен для ознакомления студентов 3 курса, интересующихся теоретической физикой, с рядом областей физики конденсированного состояния, активно исследуемых в настоящее время, и простейших идей и методов, лежащих в основе теоретического описания соответствующих явлений. Курс представляет собой введение в предмет современных исследований по теории конденсированных сред и должен создать условия для профессиональной ориентации студентов-теоретиков.

Курс читается впервые, в программе возможны вариации, в том числе в зависимости от интересов и активности слушателей.

Программа (ориентировочная)

Лекция 1. 50 лет тому назад: теория Ландау для Ферми-жидкости (металлы и гелий-3), Бозе-жидкости (гелий-4) и фазовых переходов (например, сверхпроводящего или ферромагнитного).

Все это основано на идее «квазичастиц» — слабо взаимодействующих «комбинаций» исходных частиц, которые взаимодействуют сильно. Задача похожа, на выбор правильных (разделяющихся) переменных для уравнения в частных производных. Здесь все эти переменные — волновые: квазичастицы имеют определенный волновой вектор (или импульс). Что будет, если система слишком «грязная» или если взаимодействие слишком сильное?

Лекция 2. Спиновые стекла, модели памяти и задачи оптимизации: задачи о сложном порядке.

Спиновое стекло — это случайная смесь ферро- и анти-ферро магнетиков, перемешанных на межатомном масштабе, например, сплавы Cu1-xMnx или Au1-xFex при x≈0,01. Прямых технологических применений не имеет. Модельная система для исследования всего очень сильно неупорядоченного. Теория спиновых стекол создается уже 35 лет и все еще далека от завершения. Но уже дала важнейший толчок исследованию «ассоциативной» (похожей на биологическую) памяти и созданию принципиально новых алгоритмов для решения сложных задач оптимизации.

Лекция 3. Локализация волн беспорядком: электроны, фотоны, фононы.

Распространение волн в случайных средах: рассеяние, диффузия и локализация. Как остановить бегущую волну, не имея «стенок», но лишь точечные примеси? Сходства и различия световых и электронных волн. Размерность среды (d=1,2,3) и почему она важна.

Лекция 4. Квантовые фазовые переходы: как один порядок сменяет другой.

Волны становятся частицами: кристаллизация сверхтекучего гелия давлением. Затвердевание электронной жидкости: переход типа «металл-изолятор» по Мотту. Как сверхпроводник превращается в изолятор, и почему такой изолятор «чувствует» магнитное поле.

Лекция 5. Нанофизика и квантовый транспорт: электронов уже очень много, но для выполнения законов макромира — недостаточно.

Кулоновская блокада: как и где ловятся отдельные электроны? Измерение тока поштучным подсчетом электронов. Можно ли различить свойства системы из 1000000000 и 1000000001 электронов? Как заметить сдвиг всего одной примеси в тонкой проволоке? Какая польза физике от совершенно случайных матриц? Закон Ома навыворот: деление сопротивлений в последовательной цепи.

Лекция 6. Как из квантовой механики возникает термодинамика? Превращение квантовой системы в классическую, «стрела времени» и перенос тепла.

Почему частота переходов инверсии в аммиаке NH3 зависит от изотопического состава по водороду? Почему таких переходов в PF3 никто не видел? Как ввести трение в квантовую механику? Квантовая система и «тепловой резервуар». Как трение подавляет квантовые процессы и откуда берется необратимость процессов во времени? Как «тепловой резервуар» возникает из набора отдельных частиц?

Лекция 7. Графен и топологические изоляторы: причуды зонных структур и релятивистская физика на столе.

Как из прыжков по гексагональной решетке возникают электронные возбуждения с линейным спектром (вроде нейтрино). Почему электрон в графене очень трудно остановить. Как необычная топология зонной структуры изолятора «создает» проводящие состояния на его поверхности.

Лекция 8. Квантовые магнетики и спиновые жидкости: задачи о скрытом порядке.

Теорема Нернста (она же — 3-е начало термодинамики) сообщает, что энтропия большой системы в расчете на одну частицу должна быть равна нулю при температуре, стремящейся к абсолютному нулю. Если это система локализованных магнитных моментов (спинов) то обычно при низких температурах они выстраиваются упорядоченно: все параллельно (ферромагнетик) или антипараллельно через один (антиферромагнетик). Однако иногда никакого столь наглядного упорядочения не наблюдается до самых низких достигнутых температур. Такие состояния вещества обобщенно называются «спиновая жидкость». Их теория еще не создана, но кое-что — что удалось уже понять — будет рассказано на этой лекции.

Лекция 9. Квантовый эффект Холла и его «родственники».

Целочисленный и дробный эффекты Холла. Что такое квант сопротивления и как его измерить. Как измерить рациональные дроби при помощи вольтметра. Спиновый аналог эффекта Холла. Топологические фазы вещества. Возбуждения с дробным зарядом e/3 и e/5, и как их смогли «увидеть».

Лекция 10. «Сильные корреляции»: как теряются и находятся квантовые числа. Объединение и «дробление» частиц.

Сверхпроводимость: электроны ходят парами. Эффект Кондо: электронная шуба скрывает спин. Магнитный монополь как возбуждение в «спиновом льде». Одномерные проводящие полимеры и квазичастицы с зарядом e/2. Высокотемпературная сверхпроводимость и распад электрона на «спинон» (спин без заряда) и «холон» (заряд без спина).

Лекция 11. Сверхпроводниковые квантовые биты: как построить квантовый компьютер.

Квантовые вычисления: чем квантовый компьютер отличается от обычного, почему и когда он быстрее. Кубиты: из чего состоит квантовый компьютер. Кубиты из сверхпроводниковых контактов, квантовые операции и алгоритмы. Квантовое измерение: как «измерить волновую функцию» квантового бита.

Литература (основная и дополнительная) — отсутствует, ввиду самой природы предлагаемого курса лекций, представляющего введение в современные области исследований, по которым еще не имеется никакой популярной литературы.

Что развивает курс (данные для «Вектора»)

Информация о развиваемых компетенциях занесена в систему для работы «Вектора». Поскольку занесение информации производится редакторами проекта, а не авторами курсов, информация может быть неполной или даже частично неверной. Если Вы нашли ошибку, напишите нам об этом. См. также подробнее о системе «Вектор» и полный список компетенций.


Система Orphus © 2010–2014, mipt-courses.ru. Email: editor@mipt-courses.ru.